В каких случаях желательна консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?


Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на душевное заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития.

 

Это те случаи, когда:

  • ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);
  • имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.);
  • в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние;
  • поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас;
  • у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;
  • он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления);
  • не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжать, быстро отвлекается);
  • импульсивен (сначала делает, потом думает);
  • склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;
  • неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;
  • медленно двигается, говорит, ест, пассивен;
  • неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;
  • быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его;
  • плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;
  • у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным.

Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Конечно, многое проходит по мере взросления, но чем раньше будут приняты меры, тем лучше будут достигнутые результаты.

 

По материалам сети Интернет