Создание домашней среды для ребёнка от 0 до 3 лет


Основные правила при создании среды

  • Безопасность.
  • Участие в жизни семьи.
  • Минимум вещей.
  • Простота и естественность.
  • Качество и красота.
  • Обеспечение свободы передвижения (для ребёнка раннего возраста движение — это развитие).
  • Исследования, возможность делать выбор.
  • Поддержание правил и границ, возможность самостоятельной уборки.
  • Поддержка самостоятельности.

Общие принципы среды

Зонирование среды — 4 основные зоны.

  1. Зона сна.
  2. Зона еды (принятия пищи).
  3. Зона ухода за собой.
  4. Зона движения (творчества), отдыха.

1. Зона сна (от 0 до 12 месяцев)

До 1,5 — 2-х месяцев малыш спит в специальной корзинке

матрасик – топоннчино

 

После 2-х месяцев корзинка меняется на кровать в виде низкого матраса

 

В 2 — 3 месяца можно использовать картинки с геометрическими фигурами: кругами, кривыми линиями и более сложными формами, зверюшками (в простом изображении).

 

В 4 месяца ребенок способен сфокусировать взгляд на предмете любой дальности, различает цвета и наблюдает за окружающим миром. Можно использовать цветные картинки с изображением животных, насекомых, но на белом фоне.

2. Зона еды (от 0 до 12 месяцев)

Место для кормления — это удобное место для мамы — кресло, стул, пуфик. Кормление — время установления отношений.

Это время для двоих.

Ближе к году появляется столик и стульчик для введения прикорма.

3. Зона ухода (от 0 до 12 месяцев)

Зона ухода совмещает в себе три зоны: переодевания, мытья и туалет.

Зона переодевания

Место для купания

С 8 — 9 месяцев появляется стульчик, зеркало, столик для прихорашивания

4.    Зона движения (от 0 до 12 месяцев)

Специальный мат или обычный коврик, одеяло. Рядом у стены располагается зеркало ближе к году появляется поручень у зеркала

 

Полка с игрушками с закруглёнными краями

 

Первые игрушки – это мобили. Первый мобиль — мобиль Мунари (с 2 — 3 недель)

Цель: учит концентрировать внимание и следить за объектами, стимулирует визуальное восприятие ребенка.

Мобиль «Октаэдры» (с 2 – х месяцев)

Состоит он из трёх восьмигранников, красного, синего и жёлтого цветов.

Цель: учить концентрировать внимание и следить за объектами, знакомство с цветом и формой.

Мобиль Гобби (с 2 – 3 месяцев)

Цель: научить ребёнка сосредотачиваться и следить за движениями объектов, знакомство с цветом и формой.

Мобиль «Танцующие человечки» (к 3-4 месяцам)

Цель: научиться сосредотачиваться и следить за движениями фигурок, знакомство с цветом и формой, научиться контролировать движения рук.

С 4 – 5 месяцев над ребёнком подвешивается кольцо

Цель: научиться хватать подвешенное кольцо руками, развитие концентрации внимания, координации движения рук.

С рождения можно предлагать ребёнку мяч Такане

Цель: научиться следить за мячом, хватать, пинать, стимулирует к ползанию, ходьбе, бегу, развивает координацию глаз-рука.

С 3 месяцев деревянные погремушки

                         «Лялька»                                                «Гремелка»   

Соединённые круги (с 3 месяцев)

Цель: при ощупывании и перекладывании из руки в руку диски активизируют взаимодействие полушарий мозга, стимулируют развитие движений запястья и кисти

Сквиш (с 5 месяцев)

Цель: научиться сжимать и растягивать рукой шары на стержнях, соединённых резинками, развитие моторных навыков ребенка, визуального восприятия предметов и их изменение.

Бусы на шнуре (с 5 месяцев)

Цель: захват рукой, перекладывание и перехват, стимулирует самостоятельное движение, обогащает сенсорный опыт

К 9 месяцам ребенок активно начинает ползать, ходить

Тележка – каталка

Цель: научиться катить тележку стоя, стимулирует к ходьбе, развивает чувство равновесия, координацию движений, способствует развитию самостоятельности у ребёнка

Скат для мяча (с 10 – 11 месяцев)

Цель: научиться носить мяч обеими руками, опускать в отверстие, развитие зрительно – моторной координации, чувства равновесия и навыков локомоции

Лестница «Три ступеньки» (с 9 месяцев)

Цель: научиться ходьбе вверх и вниз по ступенькам, развитие мускулатуры, чувства равновесия, координации движений, навыков локомоции, чувства самостоятельности и успешности

Ребёнку исполняется 1 год

Какие кардинальные изменения происходят в этом возрасте?

  1. Ребёнок начинает уверенно ходить.
  2. Освобождаются руки.
  3. Стремится подражать взрослым.
  4. Расширяются границы исследования.

Основные критерии при создании среды:

  1. «Может ли ребёнок сделать это сам?»
  2. «Есть ли у него (ограниченный) выбор?»
  3. «Есть ли порядок:   в    вещах,  времени, отношениях?»

Эти критерии исходят из самого главного посыла, что у ребёнка после года появляется стремление    к   самостоятельности, независимости.

1.   Зона сна (от 12 до 36 месяцев)

Низкая кровать или матрасик

2. Зона кормления (от 12 до 36 месяцев)

Столик, стульчик и салфетка с маркировкой

Стульчик трип-трап

Полка на кухне (нижний ящик стола или отдельный шкаф), где хранится посуда ребенка и приборы для кулинарии

Место для щёточки, веника, совка, фартука для ребенка. Свободный доступ к питьевой воде.

3. Зона ухода за собой (от 12 до 36 месяцев)

Организация одежды ребёнка и доступ к ней

Прихожая. Детский стульчик, крючок на удобной высоте для вещей ребенка или детская вешалка, коврик под обувь или обувная полка, зеркало, чтобы ребёнок видел себя, мог самостоятельно расчёсываться

Туалет

Горшок или накладка на унитаз

Ванна

В ванной появляется крючок для полотенца на удобной для малыша высоте, подставка для раковины, своя зубная щетка, свой стаканчик для ополаскивания рта

4. Зона движения (от 12 до 36 месяцев)

Спортивный комплекс                                                   Батут

Тяжёлые предметы: пуф, тумба

Полка с игрушками по возрасту.  Игрушки должны соответствовать реальностям жизни

Полка для книг. На ней не более 3 – 4 книг. Книги стоят лицевой стороной — обложкой к ребёнку

Зона творчества (от 12 до 36 месяцев)

Мольберт                                                     Стол и стул

Что тревожит родителей при создании среды? Чем же интересно заниматься ребёнку в домашних условиях?

Тем же самым, чем занимаемся и мы, взрослые люди. Детство во многом нужно именно для того, чтобы перенять эффективный опыт и взрослые модели поведения. Именно поэтому все активности, которые ребёнок использует в повседневности, должны иметь выход в жизнь. Давать для использования ребёнком по возможности НАСТОЯЩИЕ предметы, а не их поддельно-игровые имитации, и пользоваться ими по прямому назначению.

«Дайте мне правильный дом, где я смогу развиваться!» — взывает к нам ребёнок.

Интуитивно чувствуя этот призыв, каждый любящий родитель с воодушевлением бросается в это удивительное дело – готовить свой дом к появлению младенца или перестраивать что-то для уже подросшего малыша.

Желаем вам в этом успехов!

Будьте счастливы при малейшей возможности!!!

 

Департамент образования и науки Курганской области ГБУ «Центр помощи детям»

Галёса Н. В. — педагог-психолог Центра ранней комплексной помощи

Меню