Словарь


Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Автоматизация (от греч. automates — самопроизвольный) звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, который следует за постановкой звука. С точки зрения высшей нервной деятельности А.з. есть: введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — слова и фразы и в самостоятельную речь. Основа образования навыка правильного произношения достигается применением специальных упражнений.

Автоматизм (от греч. automates — самопроизвольный) действий — выполнение отдельных действий, входящих в состав более сложной деятельности, без произвольной, сознательной их регуляции. Физиологической основой А.д. являются как безусловные рефлексы, так и условные (динамические стереотипы). А.д. лежит в основе образования навыков и привычек. В процессе обучения и воспитания аномальных детей применяются специальные упражнения, направленные на автоматизацию отдельных действий. Они необходимы, например, при коррекции дефектов звукопроизношения у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи и при обучении слепых письму по Брайлю

Аграмматизм (от греч. agrammatos — нечленораздельный) – нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка.

Агрессивное поведение – враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей носит неосознанный характер, поскольку у них еще недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий. По мере социальной адаптации ребенок осваивает общественно приемлемые способы разрешения конфликтов и удовлетворения потребностей. Неизжитая склонность к агрессивному поведению часто свидетельствует о недостатках воспитания, но в ряде случаев является симптомом психических расстройств.

Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю и socium — общество) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Алалия (от греч. а- приставка со значением отрицания и lalia – речь) – отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте.

Амблиопия (от греч. amblys — тупой и ops – глаз) – ослабление зрения при отсутствии органических поражений систем глаза.

Анамнез (от греч. anamnesis – воспоминание) – совокупность сведений об условиях возникновения и протекания болезни, получаемых от самого больного, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза. Анамнез у детей с ограниченными возможностями, помимо медицинских данных, должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деятельностью.

Асфиксия новорожденных (от греч. а- приставка со значением отрицания и sphygmos – пульс) – кислородное голодание плода в момент родов. При А. происходит нарушение функций ЦНС вследствие недостатка снабжения кислородом головного мозга.

Аутизм, расстройства аутистического спектра (от греч. autos — сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин «А.» ввел в 1912 г. Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. А., таким образом, рассматривался как болезненная форма психологической самоизоляции, как уход от внешнего мира в автономный мир внутренних переживаний.

Аутоагрессия – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социального характера) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию, иногда – в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях – в попытках суицида (самоубийства). Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции – психотерапия.

Векслера тест набор заданий для оценки умственных способностей, один из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Разработан Д. Векслером в 1937 г. В настоящее время употребляется модифицированный вариант образца 1974 г. – «Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей». Содержит наряду с вербальными (словесными) заданиями задачи на конструирование, разгадывание лабиринтов и т. п. На основании результатов выполнения теста вычисляется коэффициент интеллекта. Как и аналогичные методики (см. Тесты психологические), дает достаточно адекватную оценку наличному уровню развития интеллекта, но не может служить основанием прогноза умственного развития.

Воспитание – специально организованная деятельность, направленная на создание условий для развития и формирование социальности ребенка.

Гиперактивность – комплексное нарушение поведения и познавательных процессов; проявляется в невнимательности, отвлекаемости, импульсивности, повышенной двигательной активности у ребенка.

Гиперопека чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При гиперопеке ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность – условнорефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

Дети с трудностями в обучении — дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. У детей данной группы педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную и социальную). В указанную категорию не входят дети, которые не усваивают массовые программы в силу выраженных отклонений в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма)

Дефект развития (недостаток) — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. Встречаются сложные дефекты, например: нарушения слуха и зрения (слепоглухонемые дети)

Дошкольный возраст — этап развития ребенка — от 3 до 6 — 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три периода: младший (3 -4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Игра — один из видов активности человека. Детская игра — исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т е. такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты

Индивидуальное обучение — организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями детей, что позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида -комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Коммуникация — передача информации посредством речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

Конфликт — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов, мнений, мотивов, потребностей разных людей.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Междисциплинарный подходсовместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в интересах семьи.

Методы воспитания — определенные способы педагогического воздействия на человека или взаимодействия с ним в целях формирования и развития у него качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.

Мимика совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, вспоминает и т.д.). Одно из средств общения между людьми.

Мотив — причина того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия.

Моторика — совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений.

Навык действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение более или менее длительного времени все переживания человека.

Нейросенсорная тугоухость — это потеря слуха, вызванная поражением структур внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва, или центральных отделов слухового анализатора.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение – специально организованная, целенаправленная, совместная деятельность обучающего и обучаемого, целью которой является передача и освоение социального опыта, формирование личности субъекта.

Онтогенез — развитие человека от рождения до смерти.

Педагогическая запущенность — отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения.

Психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций

Психолого – педагогическое сопровождение — создание условий для успешного развития и обучения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации. Формирование у ребенка ответственности за свой выбор и готовности к социальному самоопределению на различных стадиях развития.

Пренатальный — (от латинского prae — перед и natalis — относящийся к рождению) предродовой. Обычно термин «пренатальный» применяют к поздним стадиям эмбрионального развития ребенка.

Психический недостаток — временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая сенсорные нарушения, аутизм, умственную отсталость и специфические трудности в обучении, подтвержденный в установленном порядке

Психические состояния — определенный уровень работоспособности и качества психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Ребенок с ограниченными возможностями – ребенок, у которого, по сравнению с его сверстниками, выявлено отставание в развитии или имеются нарушения двигательных, когнитивных, коммуникативных, сенсорных или иных функций.

Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

Самооценка — определение человеком уровня собственной значимости, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Сложный дефект — сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих.

Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Стресс — психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

Фактор риска — различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.

Физический недостаток — временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) тела человека, подтвержденный в установленном порядке, а также соматическое или инфекционное заболевание, подтвержденное в установленном порядке и требующее длительного лечения.

Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, неудача) психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Используемая литература.

  1. ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  2. ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  4. ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  5. ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
    6. п.16 ст.2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  6. п. 2 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 г. №1082.
  7. п.27 ст.2 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  8. п.28 ст.2 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г..
  9. п.3 ст.79 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

11.Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие. Издание 4-е, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург, 2006.

  1. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – Москва. – ВЛАДОС, 2001.
Меню