Артикуляционная гимнастика


Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.

Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

Ÿ Упражнения выполняются от простого к сложному.

Ÿ Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.

Ÿ На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют 10-15 раз.

Ÿ Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.

Ÿ Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.

Ÿ Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

 Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

Первая дверь — это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).

Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).

Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).

Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).

Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь — зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую — губы (сомкнуть губы)

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

  1. Лягушка.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

  1. Хоботок.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

  1. Лягушка – хоботок.

На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» — «Хоботок».

  1. Окошко.

На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

  1. Лопаточка.

Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

  1. Иголочка.

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

  1. Лопаточка-иголочка.

На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

  1. Часики.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.

  1. Качели.

Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

  1. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

 

Консультацию подготовили логопеды БУ СО ВО «РЦ «Преодоление»

Безрукова Татьяна Викторовна

Машукова Наталья Владимировна

Меню